Марафон начинается вовсе не на старте, а во время подготовки лыж. И весной угадать погоду особенно трудно.
В итоге мазались все по-разному. Иван Булычёв ожидал небольшой минус. Я и Олег Тарадов доверились прогнозу и ожидали мороза. Как остальные готовили лыжи я не знаю или не помню. Так или иначе, но морозным утром мы собрались и поехали. Всего 5 человек + 2 кормящих в автобусе. В общем, ехали свободно. Вокруг солнце сияло на снегу, Но на дворе был март и потому чем дальше тем больше я боялся оттепели. Доехали и с некоторым трудом зарегистрировались. Температура была уже около нуля. И я подумал, что я прогадал. И первое ощущение от лыж было именно таким. Однако при скатывании с горки оказалось, что у меня лыжи прокатились даже дальше, чем у других. Видимо, порошёк Holmenkol -2-10 оказался подходящим. Старт дали ровно в 11 часов. Сияло солнце и я вскоре оценил, как мне повезло, что захватил очки. С самого старта люди вокруг достаточно бодро побежали, мне отставать не хотелось, потому я тоже сразу пошёл активно, тем более, что первый круг, как показалось, прошла легко. Иван следовал за мной, мы ещё до гонки договорились бежать вместе. Один парень, за которым я пытался тянуться, убегал на подъёме, но я доставал его на спуске. Однако уже на втором круге его активность упала и я его обошёл, он, кажется, встал за мной. Также Иван бежал то сзади, то впереди, но в целом больше вёл я. Впереди вдалеке маячила девушка, шедшая весьма активно, но догонять я её пока не собирался. Но тянуться надо было за кем-то. Впрочем, мы быстро догнали детей, которые стартовали за нами и потому было достаточно просто выбирать и догонять очередного лыжника. Правда, многие не понимали, что следует уступать дорогу. Сама трасса была подготовлена отменно. На первом кругу показалось, что она достаточно простая. На одном из подъёме мне показалось, что я еле-еле иду и попытался ускориться. С удивлением увидел, что приблежаюсь к тем, кто был впереди. И понял, что идти очень тяжело. на каждом следующем круге этот длинный и обманчивый подъём давался всё труднее и труднее. Кроме него крайне тяжёлым был подъём-стена после поворота, которого раньше не было на этой трассе. Остальные подъёмы мне казалось простыми. Где-то под конец второго круга нас опередил 59 номер – один из ветеранов. Попытался встать за ним, но понял, что такой темп не потяну. Примерно в то же время отстали те, кто со мной бежал. Девушка, за которой я бежал, начала постепенно приближаться. Я даже опередил её и периодически мы менялись. Но перед последним для неё круге она ускорилась и ушла вперёд. К тому времени я начал уставать и не стал поддерживать её темп, стараясь, впрочем, не упускать из виду, чтобы не остаться совсем одному на трассе. после 30 км я понял, что совсем устал. Лыжники, бежавшие на дистанции менее 50 км финишировали, пропали даже праздно катающиеся. Стало очень тяжело.
Для полного счастья меня два или три раза пропускали наши кормильщики и вместо конца круга подкармливали в начале следующего. Не то, чтобы это сильно мешало, но сильно раздражало, ибо к тому времени оставался на трассе я и Иван.
В начале 7-го круга, то есть чуть более, чем через 30 км против старта мне сказали, что Иван в минуте. Учитывая, что я лишился соседства с кем-либо из лыжников и того, что я уже начал сильно уставать, ситуация была очень тяжёлая. Я прикидывал, как я буду бежать дальше и не находил внятного ответа. Надо было дотерпеть, но вот какой взять темп? Ускоряться сил уже не было, потому я старался поддерживать темп, который был. Однако чем дальше – тем было хуже. Правая нога была близка к судорогам. Техника развалилась.
Но в конце круга я с удивлением узнал, что Иван сошёл. После чего принял решение идти своим темпом. Где-то в районе 30-40 км было совсем тяжело, но далее меня поддерживало осознание того, что остаётся всё меньше и меньше. На предпоследнем круге было тяжелее всего в физическом плане. К двум особо тяжёлым подъёмом добавился ещё и подъём после «стены». Сам по себе он не был тяжёлым, но теперь после «стены» теперь я не успевал отдыхать. По совету Сани Яковлева я старался раскатываться и выпрямить ноги, но особого эффекта это не давало. С другой стороны я уже видел, что победа близко. Остаётся совсем чуть-чуть… и тут я узнаю сначала от кормильщиков (кажется, от Виталика), а потом от судьи, что бегу третьим. А я уже шёл в стиле «лишь бы дойти». Тут я начал оглядываться. Никого не было. Трасса пустая. Кормильщики ещё «обрадывали» вопросом «на каком ты круге». Я считал и у меня получился последний, но вдруг я ошибся? Пришлось морально готовить себя «если что» пробежать и ещё 5 км.
Вместе с тем появилось и немного сил. Первый подъём с минимумом снега я придумал проходить под каждый шаг, чтобы не проскальзывали палки. Остальные подъёмы я прохожу хоть и с трудом, но бодрее, чем предыдущий. И вот стадион. А впереди некий лыжник, явно на соревнованиях, не просто так катающийся. Все кроме марафонцев уже финишировали. Слежу, идёт ли он на финиш или нет. С одной стороны, если не идёт, придётся ещё один круг идти(что он круговой я даже не подумал), а это на исходе сил очень тяжело и догнать могут. С другой стороны, если ещё один круг, то я могу его догнать…он пошёл на финиш. Стало быть – и мне туда. И это придаёт сил – я ещё и ускорился. Первый вопрос «я какой»? Третий! Ура! Я в призах. Оказалось, что оставалось на трассе всего три лыжника.
Тут же меня и кормильщики встречают. Ботинки сдавили ноги, потому хожу с трудом. Но радости нет предела.
Оказалось, что другие наши прошли неплохо. Бутусов поучаствовал в завале на старте, которого так боялся я. Но у марафонцев всё прошло гладко, а вот у ветеранов и школьников всё так просто не получилось. Но в остальном он прошёл достаточно спокойно. Яковлев, наоборот зарубался с конкурентом, который, в итоге, финишировал третьим и лишь в самом конце на подъёме сумел уйти от конкурента. А победитель в их возрастной группе мало того, что 30 км прошёл первым – ещё и на 50 км победил. Говорили, что перед финишем он остановился, поговорил со своими кормильцами и неспешно финишировал, благо до 2 места даже по итогам гонки отрыв составил 6 минут.
Олег Тарадов тоже прошёл спокойно, ни впереди ни сзади близко конкурентов, по его словам, не было. Но в призы он не попал. Иван сказал, что не жалеет, что не дошёл до финиша. Гонка и для него давалась тяжело.
После награждения (где меня по ошибке в очередной раз назвали Барановым) мы собрались а автобус и поехали домой. Ехали весело, природа вокруг была красивой и за пару часов мы успели побывать в трёх временах года. По-осеннему жухлая трава сменялась выглядывающими из-под снега озимыми, а потом мы въезжали в снежные заряды и трудно было поверить, что на дворе март, а не декабрь. Несмотря на это, мы успешно добрались до лыжной базы и, довольные, разъехались по домам.
Никита, спасибо за заметку о гонке. Подробно и интересно.
Красноречиво, Пушкин в молодости!
Молодец!